В "Описании Российской империи", увидевшем свет в прошлом столетии, говорится, что в Каргополе, в каждой церкви есть парчовые ризы и стихари с богатыми жемчужными ожерельями. Кроме того, находится по нескольку местных образцов, с серебряными вызолоченными ризами, великолепно убранными драгоценными камнями. В одной лишь городской Владимирской церкви только священнических облачений было тридцать, и у лучших из них оплечья „жемчугом сажены
Центром композиции оплечий обычно был крест. Вокруг него заплетались гибкие жемчуговые побеги, завязывались бутоны, распускались цветы из россыпей жемчужин и разноцветных каменьев. Камни изредка были вкраплены в шитье и создавали легкую игру цвета в дымчатом жемчужном узоре, либо вставлялись в запоны и гнезда.
Издавна существовал в крае обычай украшать жемчуговым шитьем и иконы. Жемчуг использовали местный, добывали который сами крестьяне. Чаще попадался овальный, мелкий, словно просо, реже - правильной формы со средней величины горошину и совсем редко - с большую клюквину. Встречались и драгоценные, правильной формы скатные зерна чистой воды. При солнечном свете северный жемчуг блестит, сверкает, играя розовым или золотым, голубым, сероватым или сиреневым. Начиная с XVIII столетия, его все чаще заменяют стеклярусом. Вместе с яркими разноцветными стеклами, бусинами, подкрашенной фольгой украшал он оклады, в которых чувствуется сильное влияние народного искусства.
Распространению лицевого шитья более всего содействовали женские монастыри. Шитье вели по тонкой шелковой ткани, укрепленной на прочном холсте. Как и на иконной доске, прежде прорисовывали композицию, а сделать рисунок - „знамя - мог только иконописец. Затем ткань натягивали на квадратные пяла, и мастерица бралась за иглу.
В этом разделе:
|