Фото дня:

Еще фото?

Народное искусство

Народность каргопольской иконы сказывалась и в отборе сюжетов, которые чаще всего были связаны с бытом, сельскохозяйственной обрядностью и другими местными обычаями. Здесь же на севере были созданы лицевые изображения местных исторических лиц. Наряду с этим возникали посвященные им памятники письменности, в которых находили отражение и исторические „житийные" факты, связанные с деятельностью этих лиц, и многочисленные подробности повседневной жизни. Памятники русской письменности, собранные на Каргополье, входят теперь в золотой фонд наших государственных библиотек.

Каргополье является также одним из заповедных мест народного искусства. Исследователи неоднократно отмечали разнообразие вышивки и ткачества, сохранившихся в народном быту, связь древнерусских традиций орнаментики с орнаментом финно-угорских племен, ранее населявших эти места. Каждый крупный район Севера имел свои особенности в народном искусстве. Это относится и к Каргополью. Из всех мотивов народного орнамента здесь выделялся мотив двуглавой птицы или коня, образовывавший композицию в виде „лодей", в которую входили также образы матери - земли и древа жизни, охраняемых всадниками и птицами, знаки солнца и огня. Эти изображения донесли до нас древнюю языческую семантику, истоки которой восходят к двуглавым подвескам-амулетам X—XIII веков из русских и финно-угорских могильников. Иногда в северорусской вышивке изображались своеобразные месяцесловы, служившие своего рода календарями, в которых отмечались важнейшие земледельческие приметы. Своеобразен и костюм каргопольских женщин, любовно сделанный молодыми ткачихами, готовившими себе приданое на всю жизнь. Наиболее дорогостоящие элементы костюма, - например, кокошник, украшенный северным речным жемчугом, - часто передавались по наследству или делались вновь по старому образцу. Не случайно в украшении каргопольского кокошника исследователи увидели отражение более древнего головного убора с височными кольцами, который носили женщины различных славянских племен.

В народном искусстве не были забыты и дети. Для них делали глиняную расписную игрушку, в которой сохранялась древняя образная основа: мотивы коня, птицы, народного героя Полкана. Каргопольская игрушка поразительно проста и незамысловата и в то же время содержательна. Альбом о Каргополье в весьма доступной, популярной форме рассказывает обо всех видах профессионального и народного искусства этого края. Подобные богато иллюстрированные издания должны способствовать сохранению народной памяти о том художественном богатстве русской культуры, которое не может быть забыто в наш век больших исторических преобразований. К памятникам Русского Севера всегда будут обращаться как к чистому роднику, сохранившему наиболее ясные формы традиционного искусства славян и их северных соседей.

В этом разделе:

Советуем посетить:


Реки Мезень и Пинега


© 2010 - 2013
Заповедный Север
Главная | Новости | Фотогалерея | Видео | Обратная связь